Мест в аудиториях уже больше, чем студентов, желающих их занять. Портал SuperJob.ru опубликовал данные своего опроса о намерениях детей, заканчивающих в этом году среднюю школу, учиться дальше. Это исследование, подтверждающее тенденцию последних лет, еще раз акцентировало внимание на проблеме эффективности системы высшего образования.
По данным опроса, только 43% родителей (в 2010 году эта доля составляла 80%), сообщили, что их дети выбирают после школы высшее образование. А каждый пятый участник опроса (21%) заявил, что его ребенок после школы пойдет учиться в среднее профессиональное учебное заведение – техникум или колледж. В 2010 году таких респондентов было 8%.
Каждый четвертый родитель (26%) отмечает, что его ребенок еще не определился с тем, чем будет заниматься после окончания школы. И по сравнению с 2010 годом количество таких выпускников увеличилось более чем вчетверо (тогда этот показатель находился на уровне 6%).
Эти цифры, естественно, на первый взгляд впечатляют и рождают предположения, что нас ждет массовое закрытие университетов, существенное снижение престижности университетского диплома и отсутствие конкурсов на поступление в вузы. Ситуация, когда мест в аудиториях будет больше, чем желающих их занять, уже близка. Что еще больше девальвирует высшее образование.
Как раз параллельно с появлением результатов этого исследования появилось заявление министра науки и высшего образования РФ Валерия Фалькова, касающееся прогнозов на будущее высшего образования. В частности, он заметил, что тренд на наращивание объема бюджетных мест в вузах сохранится вплоть до 2030 года. И это тоже усиливает впечатление от приведенных выше цифр.
То есть действительно увеличение доли бюджетных мест может потенциально привести к снижению конкурса в вузы. Так же как и продолжающаяся государственная пропаганда среднего профтехобразования (СПО). За последние пять лет благодаря ей произошло то, что и ожидалось, – рост востребованности СПО. Россия включилась в международное движение WorldSkills. Все это повысило авторитет и уровень диплома вчерашних техникумов, а ныне – колледжей. Сегодня учиться там престижно. Хотя колледж все еще остается неким трамплином для поступления в высшие учебные заведения.
Диплом вуза будет «легчать» и далее, а следовательно, многие вузы просто будут вынуждены закрыться. Государство уже давно озабочено этим процессом. Оно, конечно, заинтересовано в том, чтобы «отпадали» некачественные вузы. Причем здесь возникает вопрос о географии высшего образования в России. «Львиная доля бюджетных денег достанется регионам, поскольку в Москве и Санкт-Петербурге и без того налицо чрезмерная концентрация научных и образовательных ресурсов», – заявляет Валерий Фальков.
Стране нужно сбалансированное распределение специалистов с высшим образованием. Сейчас выпускники региональных школ, самые сильные и подготовленные, уезжают учиться в столицу и крупные университетские центры, а получив образование, домой уже не возвращаются. Отток кадров настолько велик, что стал уже серьезной проблемой для экономики регионов.
Означает ли это, что в РФ начинается стагнация высшего образования? Эксперт «НГ», омбудсмен в сфере образования при уполномоченном президентом РФ по правам предпринимателей Амет Володарский считает, что нет. «Это говорит лишь о том, что мы находимся на рубеже отмены четкой границы между средним специальным образованием и высшим образованием, – подчеркивает Володарский. – То есть мы переходим к состоянию, когда не будет такого понятия, как высшее образование или среднее специальное, а будет так называемая система модулей. Студент покупает модуль и проводит некий «апгрейд» своих знаний, своего образования».
Сколько у нас должно быть вузов? Много ли их у нас или мало сейчас? В 2019 году вышел ежегодный статистический сборник, в котором указано, что оконченное высшее образование есть у 30,4% россиян в возрасте от 24 до 65 лет. Эксперты Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» подсчитали, что по этому показателю Россия находится на уровне стран Восточной Европы, опережает Италию и Германию, но уступает Франции и скандинавским странам.
Но вузы умирают не только благодаря государственной политике, поднимающей престиж среднего образования и нацеленной на сокращение вузов. Высшая школа погибает от того, что сам диплом вуза стал нерентабельным. Высшее образование становится экономически невыгодным для населения. И прежде всего для так называемого среднего класса. Логика родителей проста: зачем платить за высшее образование, если оно ничего не даст ни в плане карьеры, ни в плане достойного заработка.
Напомним, почти ровно год назад президент России Владимир Путин в интервью ТАСС заявил, что Россия входит в число мировых лидеров по доле среднего класса в населении. По его словам, к среднему классу относятся порядка 70% россиян. Это 102 млн человек, если рассматривать общую численность населения, и 53 млн – если брать только граждан трудоспособного возраста. МРОТ в России составляет чуть больше 11 тыс. руб., а значит, средний класс – это люди, которые получают от примерно 17 тыс. руб., объяснил свои расчеты президент.
При этом спрос на низкоквалифицированные рабочие профессии стремительно падает. Исследования Российской академии народного хозяйства и госуправления говорят, что рынок требует высококвалифицированных специалистов. «И высшие учебные заведения готовы давать это качественное высшее образование, – считает Амет Володарский. – Но пока государство, Минобрнауки и Рособрнадзор не готовы дать вузам академическую свободу. Бизнес вынужден создавать корпоративные университеты, причем бόльшая часть программ в этих корпоративных университетах не лицензирована. Создается как бы параллельная структура».