История кинематографа. Часть 3. Появление цвета.

Статья 1. Колоризация

Практически сразу после появления кинематографа начались попытки сделать изображение на экране цветным. Началось все это с первой технологии, суть которой состояла в том, что специальные мастера раскрашивали черно-белую пленку специальными анилиновыми красителями. Эта технология начала применятся уже в конце 19-го века, и носила название «Колоризация».

Ручное раскрашивание впервые было применено Томасом Эдисоном в 1895 году. Раскрашен был фильм под названием «Танец Лои Фуллер», созданный специально для кинескопа. Эта достаточно примитивная и трудоемкая технология некоторое время была очень востребована, так как подобные киноленты пользовались небывалой популярностью у аудитории, и очень часто выпускались огромными тиражами. Такой основоположник немого кино, как Жорж Мельес, например, часто применял колоризацию для раскраски своих кинолент. Он распространял раскрашенные копии своих картин на ряду с черно-белыми их вариантами. Так, филмь Жоржа Мельеса 1902 года под названием «Путешествие на луну» выпускался в цветной версии, которая была значительно дороже черно-белого его варианта. Для раскраски этой картины был применен поточный способ покадровой раскраски пленки. Эту трудоемкую и кропотливую ручную работу выполнял специальный коллектив художниц.

В Советском кинематографе ярким примерном использования колоризации может служить фильм режиссера Сергея Эйзенштейна под названием «Броненосец Потемкин» (можно найти на Kinonix). Правда, в этом фильме была раскрашена не вся пленка, а только кусок со сценой поднятия красного флага. При съемках с целью дальнейшего удобства колоризации в этой сцене использовался белый флаг, который на позитиве представлял собой прозрачную область.

Позже была изобретена новая технология колоризации под названием «Патеколор», предусматривающая использования специальных трафаретов. Использование этой технологии предусматривало выпуск дополнительных позитивов, на которых в каждом кадре места, которые должны быть окрашены определенным цветом, вырезались ножом. Этот способ позволял с помощью нескольких подобных трафаретов поставить раскраску фильмокопий на поток. Однако большей популярностью пользовалась технология тонирования. Исходный черно-белый позитив тонировался в определенные оттенки, а зависимости от сюжета и сцены. К примеру, ночные сцены тонировались синим цветом, а сцены пожаров красным. Эти две технологии применялись даже в начале 30-х годов, когда технологии съемки кино в натуральных реальных цветах уже были изобретены и применялись на практике.